Письменная часть HSK6 – у страха глаза велики?

Изложение в HSK6 – это, пожалуй, самая страшная часть. А значит, самое время, посмотреть в глаза своему страху. 

Прежде чем идти сдавать шестой HSK, обязательно разберитесь, что от вас хотят в третьей части теста, и как она будет проходить. Тогда и времени выделите на нее достаточно, и нервничать будете куда меньше.

Итак, как же все происходит?

Экзаменаторы раздают текст (повествование, примерно на 1000 иероглифов), вы его читаете 10 минут, но не имеете права при этом делать никаких пометок. После этого листочки с текстом у вас отбирают, и вам надо написать этот текст сокращенно, иероглифов на 400. На написание изложения дают всего 35 минут, поэтому его стоит сразу писать на бланке ответа. По желанию, можно добавить название вашего изложение (как показала практика, лучше его добавить), но в остальном мы просто сокращенно описываем то, что прочли, не добавляя своего мнения по теме.
Итак, за 10 минут чтения нам нужно получить максимум из текста. Это у нас: общий ход сюжета / основная мысль, главные моменты сюжета и герои, второстепенные повороты сюжета и герои. Также важно выделить главную фразу или слова (иногда оно прямо звучит в виде назидания или поговорки в самом начале или самом конце текста, хорошо бы сохранить ее целиком). 

Прямо представьте, что у вас в голове стоит строгий учитель и спрашивает: «Ну так кто у нас главный герой? Что он, самое главное, сделал (главные действия)? А о чем он думал в этот момент (вот это второстепенные действия)?». Это звучит немного странно и назидательно, но потренируйтесь именно вот так, «неестественно» разбирать текст. Иначе, когда у вас заберут листочек, в голове поселится только некто, бегающий из стороны в сторону с воплем «Аааа, о чем там было-то?».

 

В основном, тексты составляются по принципу описания какого-то случая: что было в начале, как оно развивалось, чем закончилось и какой был результат. Но вы прекрасно знаете, что порой художественные тексты начинаются с «Она сидела, пересчитывала пенсию и пила зеленый чай. И вкус зеленого чая напомнил ей, как в институте…», ну вы поняли, повествование начинается с конца, с результата. И этот порядок повествования вам тоже придется сохранить в изложении. 

Попробуйте прямо выделить несколько фраз, которые помогут вам составить последовательность действий (из главных и второстепенных), это и будет ваш план изложения.
Когда у вас есть последовательность действий и главная мысль текста, по сути, это как рамка и ее наполнение, теперь вы можете объединять их в единое целое. Когда мы пишем, мы не просто набираем количество иероглифов, а пытаемся каждым «главным действием» подвести к основной мысли. Соответственно, второстепенные действия, которые далеко не всегда ведут к пониманию главной идеи, заслуживают куда меньше внимания и места в тексте.
Обратите внимание, что часто для передачи основной идеи используются и простые, вроде бы, не связанные с возвышенной идеей слова. Например, если текст у нас о человеческой доброте в холодном современном мире, то противопоставление теплого ресторана и холодной улицы, горячих блюд на столах и холодной лепешки на перекус – все это имеет художественное значение и хорошо бы сохранить в итоговом варианте текста. 

Обязательно запоминайте самые главные слова в тексте, причем иероглифами. Например, у меня в тексте были Альпы, 阿尔卑斯山, и без них было бы ну очень сложно построить рассказ… пришлось срочно запоминать (это как в 阿姨, это как в 偶尔, это как в пиве, но без рта, а это как в России…)). У Наташи, наоборот, было выражение проще и ярче, 九零后马云 (Джек Ма, рожденный в девяностые). Вот просто читаешь это словосочетание, и сразу становится понятно, что его нельзя выкидывать из текста (и в заголовок можно взять, кстати). 

 

Обычно, когда мы выделяем основные действия, мысли и повороты сюжета, можно отметить, что в тексте они выделены абзацами. Обратите на это особенное внимание и сохраните деление на абзацы в своем изложении! Это не трата квадратиков, выделенных под изложение, это требование логики. И экзаменаторов. 

Выделение основной мысли поможет нам придумать название для изложения (не пренебрегайте этой возможностью получить дополнительный плюсик от экзаменатора). Это может быть просто главная мысль текста, но чаще хорошее название – это вещь или человек, с которыми тесно связаны все происходящие события. Например, мне попался текст про человека, решившего построить высокогорный отель с видом на вершины Альп, и поэтому название я выбрала «万星酒店». Немного фантазии – и название придет само.
Маленький лайфхак: если идея не пришла сразу, не теряйте времени. Оставьте пустую строчку и вернитесь к нему, когда допишете изложение. Скорее всего, к этому времени у вас появятся идеи названия.


Если говорить про оценку изложения, вы во всех источниках столкнетесь с пресловутыми «六要素», шесть элементов:

  1. Время действия. Если оно указано, обязательно обратите на него внимание и укажите в изложении. 
  2. Место. Что было кругом, когда происходило действие. 
  3. Герои. Если не опишете, кто, собственно, был героями нашей истории, повествование потеряет всякий смысл. 
  4. Причина или начало какого-то действия. 
  5. Ход событий (подробно и последовательно).
  6. Результат, итог. Что произошло в результате действия. 

По наличию этих шести элементов будут оценивать ваше изложение, так что пусть они будут вашей путеводной звездой)


 

Ну и разумеется, после написания изложения, не забудьте отвести глаза на потолок или занавески, глубоко вздохнуть и перечитать его (в идеале – с конца в начало). У большинства (!) обнаруживаются очень странные ошибки. Я, например, на нервах везде вместо 山 написала 上, а моя соседка по парте – вместо 个 – 人. Главное – вовремя обнаружить и исправить ошибку.

Ну и технический момент: берите на экзамен два карандаша. Один пусть будет или специальным плоским, или просто не очень заточенным (для заполнения бланка), а второй нужен подточенный или механический (для изложения). Ну и хороший ластик, конечно, в изложении он вам ох как понадобится. 

Если у вас еще много времени до экзамена, обязательно воспользуйтесь одним из учебников, перечисленных ниже, чтобы потренировать часть «письмо», или, хотя бы, выполните ее в паре-тройке тренировочных тестов. 

  • HSK六级书写解题宝典
  • 21天征服新HSK(六级书写)
  • 汉语水平考试HSK6级应试指南
  • 新HSK速成强化教程(六级)

ну или подождите осени и нашего рефреш-курса)