Кино за Великой стеной: история китайского кинематографа

Почему в России не смотрят китайское кино? Ответ прост: потому что о нем ничего не известно. Нет, все знают Джеки Чана. Но забавные трюки и кунфу – не основа китайского кинематографа. Во многих фильмах нет боевых искусств, либо они преподнесены совсем иначе. И всё же это Китай. О таком кино мне бы и хотелось рассказать.

В Китае кино появилось в 1905 году, когда был снят первый китайский фильм «Битва при Динцзюньшане» (“定军山”). По сути это был отрывок из пекинской оперы на несколько минут. Немой. В то время такие фильмы назывались 影戏 (yǐngxì)。

После этого начали активно выпускать фильмы. Если в России был Александр Ханжонков, то в Китае первопроходцами кинопромышленности считаются Чжэн Чжэнцю (郑正秋 Zhèng Zhèngqiù) и Чжан Шичуань (张石川  Zhāng Shíchuān), «первое поколение» режиссеров. Конечно, они еще не понимали, что такое кино с точки зрения искусства. Оно было всего лишь аттракционом, как и во всем мире в то время.

“定军山”

В 30-е годы ХХ века происходит перелом. Снимается множество фильмов, кино обретает язык. В 1934 году выходит фильм «Песнь рыбака» (“渔光曲”) режиссера 蔡楚生 (Cài Chǔshēng). Это первый китайский фильм, который выходит на международный кинорынок и получает награду за рубежом. Легко найти в интернете и «Богиню» (“神女”), режиссера 吴永刚 (Wú Yǒnggāng). Это история о матери, которая вынуждена пойти на панель. Игра 阮玲玉 (Ruǎn Língyù) завораживает.

 “渔光曲”

В 40-е, несмотря на японскую агрессию, фильмы продолжают выпускаться. В это время выходит известный всем любителям пекинской оперы «Ненависть не на жизнь, а на смерть» (“生死恨” shēngsǐhèn),где главную роль исполняет Мэй Ланьфан (梅兰芳 Méi Lánfāng)。К слову, это первый китайский фильм, снятый в цвете.

   “神女”

С основанием Республики развитие кинематографа набирает темпы. Мао Цзэдун в рамках политики “双方”(shuāngfāng) активно поощряет производство кино. Единственное, у фильмов социалистическая окраска. Остановка происходит в годы Культурной революции (1966-1976). Этот период в учебниках отмечается как 空白 (kòngbái – пробел): кино не снимают, пара шаблонных фильмов не считается.

По окончании культурной революции производство кино возобновляется. Бюджеты небольшие, поэтому фильмы по большей части снимаются на природе вместо павильонов. Появляется много выдающихся режиссеров: 谢飞 (Xiè Fēi),黄蜀芹 (Huáng Shǔqín),张暖忻 (Zhāng Nuǎnxīn),吴贻弓 (Wú Yígōng),吴天明 (Wú Tiānmíng) и др. К сожалению, фильмов  этих режиссеров «четвертого поколения» почти нет в переводе на русский язык.

Фильм «Любовь за могилой» (“人·鬼·情”)режиссера 黄蜀芹 (Huáng Shǔqín) рассказывает о девочке, которая родилась в семье бродячих артистов пекинской оперы. Её родители не желали, чтоб она повторила их судьбу – тяжко тренировалась и странствовала из города в город, не имея собственного дома. Но девочка с детства впитала любовь к пекинской опере…

“人·鬼·情”

Фильм «Жертвы юности» (“青春祭”) повествует о городской девушке, которая оказывается в деревне. Местные её сторонятся. Она не может найти с ними общий язык. Но наступает момент, когда героиня меняет однотипную суньятсеновку на традиционное платье, которое носят в этой деревне. Трогательное и красивое кино.

Очень известен фильм «Женщина из хорошей семьи» (“良家妇女”), режиссер 黄健中 (Huáng Jiànzhōng). Девушку лет двадцати выдают замуж за ребенка. Мальчик привязывается к ней, она к нему, но кто знал, что внезапно придет любовь к парню ее возраста?..

“良家妇女”

Один из самых знаменитых режиссеров «четвертого поколения» – это 吴天明 (Wú Tiānmíng). Его последний фильм «Песня феникса» (“百鸟朝凤”) вышел в прокат в 2016 году, уже после смерти режиссера. «Песня феникса» – это картина о сохранении культурных ценностей. Есть такой традиционный инструмент зурна (唢呐 suǒnà). Именно на нем старик-мастер учит играть двух ребятишек. Трудно научиться хорошо играть: и слух надо иметь, и сердце, и физическая подготовка должна быть хорошей. Но найдется ли место традиционному инструменту в мире популярной музыки и европейских оркестров?

 “百鸟朝凤”

«Пятое поколение» режиссеров более известно российскому зрителю. В 80-е годы ХХ века в кино приходят Чжан Имоу (张艺谋 Zhāng Yìmóu),Чэнь Кайгэ (陈凯歌 Chén Kǎigē),Тянь Чжуанчжуан 田壮壮 (Tián Zhuàngzhuàng) и др.

По всему миру прогремели такие фильмы Чжана Имоу как «Герой» (“英雄”) и «Дом летающих кинжалов» (“十面埋伏”). В декабре 2016 года на экраны вышел голливудский проект «Великая стена» (“长城”), основанный на древней легенде о причинах возникновения Великой стены. Много спецэффектов, звездный состав поражает. Несмотря на примитивную голливудскую манеру излагать историю, фильм впечатляет. Чжан Имоу мастерски владеет цветом, с операторской точки зрения его фильмы безупречны. Сейчас он снимает крупномасштабные проекты и считается самым известным режиссером Китая. А когда-то в 80-х, не имея денег на спецэффекты, Чжан Имоу снимал «Красный Гаолян» (“红高粱”),«Цзюй Доу» (“菊豆”), «Цю Цзюй подает в суд» (“秋菊打官司”) и т.д. Эти фильмы  были сделаны на самом высоком уровне и получили множество наград на фестивалях, в том числе международных.

Соперником Чжана Имоу называют Чэня Кайгэ. Этот режиссер также начинал с «авторских фильмов»,затем стал заниматься дорогими проектами. Но до сих пор его картины «Желтая земля» (“黄土地”),«Большой парад» (“大阅兵”),  «Царь детей» (“孩子王”),«Прощай, моя наложница» (“霸王别姬”),   «Луна- соблазнительница» (“风月”) считаются классикой. Наиболее знаменит «Прощай, моя наложница», получивший приз на Каннском фестивале. На первом плане история актера пекинской оперы, искусство для которого более реально, чем сама жизнь. Фоном картины служит история Китая ХХ века.

 “霸王别姬”

Новое «шестое поколение» режиссеров появляется в конце 90-х. В это время все крупные проекты достаются «пятому поколению», уже ставшему знаменитым и популярным. «Шестому поколению» ничего не остается, как снимать «маленькие» картины про маленьких людей. Они стремятся к естественности, излагают реальные факты из реальной жизни.

Самый яркий представитель «шестого поколения» режиссеров – Цзя Чжанкэ ( 贾樟柯 Jiǎ Zhāngkē). В фильме «И горы сдвигаются с места» (“山河故人”) двое мужчин ухаживают за девушкой. Она выбирает одного, рожает ему сына. Проходят годы, и они расстаются. Муж выбился в люди, стал бизнесменом. Он забирает сына через суд и вскоре увозит его за границу. Мать не спорит. Она думает, это обеспечит будущее ее ребенка. Проходят годы, мальчик вырастает. Поедет ли он искать свою мать?

  “山河故人”

Еще один современный режиссер – Ван Сяошуай (王小帅 Wáng Xiǎoshuài). В его фильмах есть небольшая доля триллера, детективные элементы, что придает его стилю неповторимый аромат. «Чунцинский блюз» (“日照重庆”) рассказывает об отце, который из газетной статьи узнает, что его сын совершил убийство. Он возвращается к жене, которую бросил несколько лет назад, и пытается выяснить, что двигало его сыном. Почему обычный мальчик, у которого были друзья и любимая девушка, вдруг устроил стрельбу в супермаркете?

 “日照重庆”

«Красная амнезия» (“闯入者”)– история китайской старушки, которой вдруг начинает казаться, что за ней следят. А вдруг это не иллюзии?

“闯入者”

На Новый 2015 год в кинотеатрах Китая шел фильм «Мистер Шесть» (“老炮儿”) режиссера 管虎 (Guǎn Hǔ).  По мнению китайцев, это один из самых ярких фильмов за последние годы. Динамичный сюжет, знаменитый режиссер 冯小刚 (Féng Xiǎogāng) в главной роли, симпатичные молодые актеры, крутые машины и атмосфера старого Пекина. Это фильм об уважении, чести и благородстве. Об этих понятиях, что ушли в прошлое в мире, где правят деньги. Последняя сцена на озере – квинтэссенция этих понятий. Снято изумительно.

“老炮儿”

К «шестому поколению» режиссеров также причисляют 娄烨 (Lǒu Yè),张元 (Zhāng Yuán),陆川 (Lù Chuān),宁浩 (Níng Hào) и др.

Надеюсь, посмотрев приведенные выше фильмы, вы сможете лучше понять Китай. А здесь можно прочесть про кинематограф Гонконга и Тайваня: Кино Гонконга и Тайваня

Ульяна Полтинкина
Литературный институт им. А.М.Горького (проза)
Пекинский кинематографический институт (годовая стажировка)